четверг, 18 февраля 2016 г.

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ







В научном социальном познании, как и в науках о природе, используют научные понятия. При изучении социальных действий ученые прибегают к использованию понятий особого рода — идеальных типов(позволяет запечатлеть важнейшие, устойчиво повторяющиеся черты субъекта, лишен конкретности художественного образа)
        Но именно эта обобщенность характеристик и важна для научного социального познания: проигрывая художественному осмыслению мира в конкретности, идеальный тип позволяет выйти за рамки имеющейся ситуации и описать типичные, т. е. устойчиво повторяющиеся, характеристики субъекта определенного социального действия, где бы и при каких бы обстоятельствах оно ни происходило. 




     

понедельник, 15 февраля 2016 г.

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Научным называется познание, имеющее целью открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. 




. Дифференциация (от лат. differentia — разность)- разделение, расчленение целого на части, формы и т. п. 
Интеграция (от лат. integration — восстановление)- фиксирует обратный процесс — сближение и связь различных частей, процессов, явлений.


воскресенье, 14 февраля 2016 г.

МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ ПОЗНАНИЯ МИРА





НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

Отличительной чертой народной мудрости как своеобразного свода рецептов поведения для разных случаев является ее неоднородность, противоречивость. Это связано с тем, что в ней фиксируется отношение разных людей к одним и тем же явлениям, поступкам, поэтому встречаются прямо противоположные суждения по одному и тому же поводу.
       Здравый смысл- стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, причем эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали. 





воскресенье, 31 января 2016 г.

ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ

Истина:

  • Есть соответствие знания своему предмету
  • Ее получение является целью всякого познания
  • Характеристики истины: объективность, процессуальность, конкретность.






Заблуждение:
  • Это знание, не соответствующее своему предмету
  • Истина и заблуждение в ходе развития познания могут перетекать друг в друга
  • Виды заблуждений: ошибка (невнимательность, недостаток знаний), ложь (утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно ), иллюзия.

Что позволяет разграничить истину и заблуждение?
  • Чувственный опыт и очевидность( импирики)
  • Соответствие общему мнению людей или условному соглашению ученых(рационалисты)
  • Полезность ( утилитаристы)
  • Бог и священные книги( теологи)




среда, 27 января 2016 г.

ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА

Структура познавательной деятельности:
  • Цель: получение знания о рассматриваемом предмете, его свойствах, структуре, составе, связях с другими предметами.
  • Средства: наблюдение, анализ, эксперимент и другие методы, используемые в различных науках, а также в ненаучном познании
  • Результат: получение достоверного знания об изучаемом предмете.



Уровни познания чувственный и рациональный:
  • Эмпирики- единственным источником познания являются чувства
  • Рационалисты- чувственный опыт не может служить надежным источником знаний, ведь чувства часто нас обманывают, а потому их надо проверять разумом, логикой, следовательно, решающая роль принадлежит мышлению.


воскресенье, 24 января 2016 г.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Определения политической деятельности:

  •  Политика — это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.
  •  Политика представляет собой особую разновидность деятельности, связанную с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство.


Власть силы — это способность субъекта добиться желаемого результата в отношениях с подвластными путем применения физического или психического воздействия. Принуждение — это действие, рассчитанное на то, чтобы заставить подвластных подчиниться каким-либо требованиям под угрозой наказания. 
Побуждение основано на способности субъекта предоставить подвластному те или иные блага. 
Воздействие на подвластных с помощью убеждения основано на силе аргументов, веских, продуманных доводов, влияющих на их поведение.
Подчинение власти авторитета связано с публичным признанием высоких качеств субъекта власти, вызывающих доверие к нему. 
Наконец, возможны манипуляции сознанием и поведением людей, т. е. скрытое воздействие на них с помощью искаженной информации, демагогических лозунгов и т. п.


М.Вебер выделил три типа легитимности и три типа политического господства (властвования, основанного на непосредственном и безусловном подчинении):
  •  Традиционный тип легитимности существует благодаря привычке повиноваться власти. Он опирается не столько на закон, сколько на традиции, обычаи, веру в священность издавна существующих порядков и властей. Такой тип характерен для монархий.      

  •  Харизматический тип легитимности связан с необыкновенными, экстраординарными личными качествами властителя (слово «харизма» греческого происхождения, означает «божественный дар»). Люди принимают такую власть не по традиции, а вследствие чувственного восприятия нового, яркого, необычного. Такой тип власти опирается не на привычное поведение, не на закон, а на эмоционально окрашенное преклонение перед действительными или воображаемыми исключительными качествами вождя.
  •  Рационально-легальный тип легитимности означает признание власти, возникшей по установленным правилам и соответствующей закону. Этот тип связан не с выдающейся личностью руководителя, не с привычками людей, а с четким соблюдением формально-правовых норм, регламентирующих властную деятельность. В современном мире он, как правило, существует в демократических государствах.

        Д. Истон предложил подход, применимый к различным политическим режимам:
  • Идеологическая легитимность опирается на ценности и принципы, провозглашаемые властью, на их соответствие ожиданиям людей. 
  • Структурная легитимность существует на основе привязанности людей к структурам и нормам режима. 
  • Личностная легитимность основана на моральном одобрении лиц, выполняющих властные функции в структурах режима.